Магистранты-первокурсники НГЛУ им. Н.А. Добролюбова весной 2018 года будут изучать новую учебную дисциплину «Международные связи российских регионов» на английском языке, разработанную Дмитрием Коршуновым
Магистранты-первокурсники Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова весной 2018 года будут изучать новую учебную дисциплину «Международные связи российских регионов» на английском языке, разработанную Дмитрием Коршуновым, кандидатом политических наук, доцентом кафедры международных отношений и политологии факультета международных отношений, экономики и управления.
Программа была разработана на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученного в 2015/2016 учебном году.
Курс практикоориентированный, предполагает активное взаимодействие студентов с экспертами из региональных организаций, отвечающих за международные отношения.
Дмитрий Сергеевич, чем была вызвана необходимость разработки новой учебной дисциплины для магистрантов? В чем инновационность проекта?
Идея данной учебной дисциплины возникла из осознания существующего у студентов разрыва между теоретической информацией, получаемой в университете, и практической деятельностью, с которой они сталкиваются в период практик и стажировок. Университетское обучение, в особенности по такому широкому направлению как «Международные отношения», неизбежно носит «глобальный» характер, фокусируя внимание студентов на вопросах «высокой» политики. Между тем, компетенции, необходимые для работы в сфере международных отношений на региональном уровне, формируются по остаточному принципу. Цель курса как раз и состоит в том, чтобы дать студентам необходимые для этого знания и привить соответствующие умения и навыки.
Инновационность проекта заключается в нетипичном для российской высшей школы сочетании методов обучения: проблемно-ориентированного обучения (problem-based learning) и преподавания на английском языке. Кроме того, за счет размещения курса в учебном плане между учебной и производственной практиками у обучающихся есть возможность сопоставить знания, получаемые в рамках данной дисциплины, с опытом практической деятельности. А также применить полученные знания уже на производственной практике.
Как вы оцениваете результаты проекта? Работает ли курс в 2017/2018 учебном году?
Проект состоялся: в 2017 году было выпущено учебное пособие на английском языке с теоретической информацией по курсу, разработана «проблема» («кейс»), над которой студенты работают, дисциплина прошла апробацию. Курс внедрен в учебный план и реализуется в вузе на постоянной основе. Нынешние магистранты-первокурсники НГЛУ пройдут его весной 2018 года.
Какие отзывы у студентов?
Студентам, в целом, понравился новый формат работы – групповое обсуждение на английском языке и совместный поиск решения проблем выглядят интереснее привычной лекционно-семинарской системы. С другой стороны, при таком подходе неизбежны определенные проблемы, связанные с недопониманием между членами группы, естественными трудностями при поиске компромисса, выборе и реализации решения. Не все студенты в равной степени готовы вовлекаться в проект и проявлять активность. Тем не менее, представляется, что расширение набора практико-ориентированных дисциплин в преподавании на уровне магистратуры – правильная тенденция, соответствующая современным требованиям к профессионалам-международникам.
Изменилось ли что-либо в вашей профессиональной жизни после встречи с Фондом Потанина?
Наверное, самое главное изменение – получение позитивного подтверждения того, что ты мыслишь в правильном направлении, а твои идеи современны и привлекательны. Сейчас у меня есть несколько интересных наработок, надеюсь на продолжение сотрудничества с Фондом.
Публикации по проекту:
- Коршунов Д.С. International Relations of Russian Regions (Case Study of the Volga Federal District). – Международные связи российских регионов (на примере регионов Приволжского федерального округа): Учебное пособие. – Н. Новгород: НГЛУ, 2017. – 95 с.