Представители НГЛУ приняли участие в круглом столе Совета Федерации РФ, посвященном перспективам развития педагогического образования
В Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный состоянию и перспективам развития педагогического образования в России. Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс. В заседании приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Римма Галушина, Наталия Косихина, Владимир Бекетов, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, ректоры вузов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, преподаватели. А также первый проректор НГЛУ, доцент, кандидат филологических наук Ирина Зиновьева и доктор наук, профессор факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ Светлана Колобова.
Участники круглого стола обсудили вопросы профессиональной ориентации, совершенствования механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования, создания условий, способствующих закреплению в профессии молодых учителей, кадровой поддержки сельских школ, в том числе малокомплектных, заработной платы педагогов, методического обеспечения учебных программ и другие.
Сенатор Виктор Кресс отметил, что повышение качества педагогического образования, престижа профессии учителя — одно из важнейших направлений развития системы образования в стране. По словам сенатора, за прошедшее время удалось многое сделать. В частности, разработаны и апробированы новые технологии подготовки педагогов, совершенствуется содержание образовательных программ в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и стандарты профессионального образования, улучшается система повышения квалификации учителей.
Среди основных проблем Виктор Кресс назвал дефицит специалистов, недостаточность профориентационной работы по формированию и развитию устойчивой мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности, а также наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов.
«Основываясь на обращениях из регионов от ректоров вузов, к серьезной проблеме можно отнести обучение по педагогическим специальностям на уровне бакалавриата. Вопросы подготовки учителей затрагивались на недавно состоявшемся Совете по русскому языку, который провел Президент РФ. В связи с этим полагаю правильным рассмотреть вопрос о возвращении специалитета на педагогические специальности, особенно гуманитарного цикла. Также считаю недопустимым сокращение контрольных цифр приема на бюджетные места по педагогическим специальностям», — подчеркнул Виктор Кресс.
Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк проинформировал о деятельности по реализации федерального проекта «Учитель будущего», входящего в состав национального проекта «Образование». По его словам, проект направлен на развитие профессиональных компетенций педагогов, а также на создание системы стимулирования профессионального роста.
«Первоочередная задача сегодня — сбалансировать потребность и систему подготовки педагогов. Политика министерства заключается в том, чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу. Их должно быть не менее 70 процентов», — подчеркнул заместитель министра.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила важность оказания органам государственной власти регионов всесторонней помощи в вопросах формирования перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к труду абитуриентов.
Отдельное внимание заместитель министра уделила совершенствованию механизмов целевого обучения.
По итогам работы «круглого стола» принят за основу проект рекомендаций в адрес Правительства РФ и профильных министерств. Документ будет доработан с учетом поступивших предложений.
«На педагогических кадрах базируется вся система образования и науки сегодня, поэтому состоявшийся круглый стол – мероприятие актуальное и своевременное, - отметила первый проректор НГЛУ, доцент, кандидат филологических наук Ирина Зиновьева. – Без качественной подготовки учителей для школ и педагогов для вузов мы не сможем достичь показателей, заложенных в национальных проектах «Наука» и «Образование». Готовить профессиональных специалистов, мотивировать их (как финансово, так и морально) работать в школе – на сегодня одна из важнейших наших задач. Мы предполагаем и дальше участвовать, например, в таких проектах как «Профстажировка», которые позволяют студентам формировать практический кейс для работы по окончании вуза, в том числе и педагогической.
Нужно показывать абитуриентам, что в школе сегодня много новых, интересных профессий – тьютеры, игровые педагоги, руководители проектной деятельностью – образовательные учреждения меняются в ногу со временем.
Приятно отметить, что Нижегородский государственный лингвистический университет имени Добролюбова на сегодняшний день уже ведет работу по некоторым направлениям, указанным в рекомендациях по итогам круглого стола Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре. Например, уже два года НГЛУ проводит «Предуниверсарий» - профессионально ориентированные курсы для абитуриентов 7-11 классов. Мы также предоставляем студентам педагогических специальностей возможность проходить практику в самом университете.
А 26 ноября НГЛУ презентует программу для школьных учителей иностранного языка, которая будет готовить их к успешной аттестации в рамках Федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», - сообщила Ирина Зиновьева.