Научные школы и ведущие научные коллективы
Наука – специфическая отрасль человеческой деятельности, включающая совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т. п.
Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых.
В теории науки понятие «научная школа» имеет различные смысловые трактовки: один из типов научного сообщества; особая форма кооперации научной деятельности; феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и структурами науки (научная дисциплина, научное направление и др.).
Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки. Для научных школ характерна инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.
Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство, как знаний, так и самого научного сообщества.
Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников.
При оценке научных школ учитывается количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций («учитель – ученик»); цитируемость трудов участников школы; общие научные идеи и ценности, которых придерживаются члены школы. Важным показателем научной школы является многогранность исследований членов научного коллектива.
Сила научных школ в том, что они «привязывают» науку к реалиям жизни, имеют ярко выраженный практический акцент. В этом отношении довольно точно подметил В.И. Вернадский: «<…> развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями – ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни <…>» (Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. С. 63).
Когда говорится о научном направлении работы, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук.
В рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.
Реально существует такая система:
«научное направление <=> научная школа»
- Лингвоконцептуальные и коммуникативно-прагматические феномены языковой действительности (научные руководители: д-р филол. н., профессор Н.А. Голубева, д-р. филол. н., профессор В.А. Тырыгина);
- Личностно ориентированное образование и подготовка педагогов (научный руководитель – д-р пед. н., профессор М.А. Викулина);
- Роль русского языка как родного и иностранного в системе гуманитарного знания (научный руководитель – д-р пед. н., профессор Н.В. Макшанцева);
- Сравнительно-типологическое изучение мировой литературы (научный руководитель – д-р филол. н., профессор М.К. Бронич);
- Противодействие этническим и конфессиональным конфликтам в Приволжском федеральном округе (ПФО) (научный руководитель – д-р ист. н., профессор С.В. Устинкин);
- Развивающие аспекты лингвистического образования (научный руководитель – д-р пед. н., профессор М.А. Ариян);
- Формирование лингвострановедческой, социокультурной и межэтнической компетенции в процессе обучения иностранным языкам в средней школе и вузе (научный руководитель – д-р пед. н., профессор О.Г. Оберемко).
- Социальные варианты языка (научный руководитель – д-р филол. наук, профессор М.А. Грачев)
- Человек в системе коммуникации (научный руководитель - д-р филос. наук, профессор Е.П. Савруцкая)
- Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности (научный руководитель – д-р филол. наук, профессор C.E. Рахманкулова).
- Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний на основе межкультурной коммуникации, диалога культур и информационной революции как важнейшая черта культурологических и цивилизационных процессов в обществе (научный руководитель – д-р ист. н., профессор В.М. Строгецкий);
- Проблемы управления в сложных экономических и социальных системах (научный руководитель – к. техн. н., профессор В.А. Бородин; к. экон. н., доцент С.Б. Пряничников);
- Философия и социология коммуникации (научный руководитель – д-р филос. н., профессор Е.П. Савруцкая);
- Немцы в истории и культуре Нижегородского края (научный руководитель – д-р филос. н., профессор Е.П. Савруцкая).
- Лингвокульторологический, дидактический и методический аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере (научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Л.М. Левина)
Последнее обновление: 17.04.2023
Ответственный за информацию: Терехина Юлия Николаевна,
ведущий специалист по регулированию НИД
8 (831) 436-18-40