Сотрудники НГЛУ изучают «пандемический стресс»
Группа ученых Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова провела масштабное исследование с символическим и актуальным названием «Город, медиа и пандемический стресс». Результаты данного исследования опубликованы в журнале «Теория и практика общественного развития», № 11, 2020 год.
Исследование проводилось под научным руководством доктора социологических наук, начальника международной междисциплинарной научной лаборатории «Технологи социально-гуманитарных исследований» Ирины Савченко. В исследовательский коллектив вошли кандидат философских наук, старший научный сотрудник ММ НИЛ «Технологи социально-гуманитарных исследований» Ольга Димитричева и помощник ректора НГЛУ по связям с общественностью Олег Пикунов.
Для понимания особенностей восприятия феномена коронавируса в массовом сознании, исследователями был проведен опрос среди жителей Нижнего Новгорода. Исследование проводилось в сентябре – октябре 2020 года. Выборка (n = 1126) – случайная, квотная, пропорциональная основным социально-демографическим параметрам.
Респондентам задавался вопрос: «Какие эмоции вызывает у Вас слово “коронавирус”?» (таблица 1).
Таблица 1.
Ответы на вопрос «Какие эмоции вызывает у Вас слово “коронавирус”?»
Группа эмоций |
Ответы (%) |
Эмоции |
Ответы (%) |
Деструктивные |
36 |
Страх |
8 |
Тревога |
16 |
||
Неуверенность |
10 |
||
Паника |
2 |
||
Конструктивные |
36 |
Лечение |
6 |
Вакцина |
10 |
||
Профилактика |
4 |
||
Любопытство |
16 |
||
«Альтернативные» |
28 |
«Манипуляция» |
4 |
«Вранье» |
4 |
||
Ирония |
16 |
||
Смех |
4 |
Как видно из таблицы, максимума достигают позиции страха, любопытства и иронии, которые относятся соответственно к группам деструктивных, конструктивных и альтернативных эмоций. В целом же группы деструктивных и конструктивных эмоций представлены в равной степени – по 36%. Среди деструктивных составляющих лидируют тревога и неуверенность. Альтернативные варианты эмоциональной реакции характеризуются критично-насмешливым отношением к происходящим событиям, что подтверждается большим числом анекдотов на тему коронавируса.
Исследователи сравнили эмоциональный фон общественных настроений и медийных посланий на тему коронавируса, сконцентрированных в заголовках СМИ.
Выяснилось, что медийные послания и общественные настроения хотя и имеет общие черты, их эмоциональный фон далеко не одинаков.
Сравним представленность трех групп эмоций в ответах нижегородцев и в заголовках СМИ (рисунок).
Рисунок 1. Представленность трех групп эмоций в ответах нижегородцев и в заголовках СМИ
Благодаря проведенному исследованию мы можем убедиться, что не всегда эмоция, заложенная в заголовке, вызывает ожидаемый ответ у читателя. Не каждый человек начинает паниковать при виде «страшного» заголовка. Достаточно большое количество граждан оказались резистентными к негативно заряженным посланиям. Лишь 36% респондентов ужасаются при слове «коронавирус», в то время как потенциально 65% заголовков СМИ могли бы спровоцировать такую реакцию. В то же время 36% респондентов «конструктивно» реагируют на коронавирус, в то время как лишь 23% заголовков СМИ потенциально продуцируют конструктивную реакцию. Более того, 28% респондентов «альтернативно» реагируют на слово «коронавирус» – иронизируют, посмеиваются, «не верят», несмотря на то, что лишь 12% заголовков потенциально могли бы вызвать такую реакцию. Данную ситуацию можно объяснить, во-первых, тем, что «альтернативно» эмоционально заряженные заголовки в наибольшей степени представлены в блогах, а не в СМИ. Во-вторых, ирония, смех, сомнение в достоверности – адекватная защитная реакция личности на сложную социальную ситуацию.
Авторский коллектив продолжает серию исследований по проблемам, сопровождающих пандемию в большом городе.