Проект «Формирование межкультурной компетенции с использованием технологии «Тандем»
Авторы: |
|
Марта Валери (Витербо, Италия) |
Н. В. Макшанцева (НГЛУ) |
Цель проекта
Главной целью проекта «Тандема» является развитие коммуникативных способностей, формирование межкультурной компетенции студентов иностранных языков (русский, итальянский языки).
Проект завершается парами, состоящими из студентов-носителей соответственных изучаемых языков. Обычными участниками являются студенты, владеющие уровнем изучаемого языка не ниже B1, и иностранные студенты, временно учащиеся в институте-организаторе.
Оптимальное количество часов для завершения проекта считается (в связи с изначальным уровнем участвующих и наличием времени) с 60 до 80 часов, выполненных за не больше 3-4 месяцев.
Создание пар
Пары можно создавать по желанию участников (уже знакомые, с общими интересами, с общими целями и т.д.), в связи с общим уровнем языка или целенаправленно, соединяя «слабого» студента с более продвинутым. Можно разрешать троицы или группы пошире, хотя работа в парах рекомендуется по организационным и результативным причинам.
Выполнение проекта
Участники встречаются парами раза два в неделю (рекомендуется не реже, но и не больше трех раз) по договоренности. В течение встречи партнеры выбирают тему для обсуждения.
Для начинающих или более слабых студентов рекомендуется создавать список общеинтересных тем с целью создания мотивации, а также, чтобы избежать возможных затруднений, пропадания интереса и т. д. Более продвинутые студенты могут сами выбирать темы для обсуждения, чередовать разговорную практику, посещение кино или театра (после которого будут обсуждать то, что посмотрели), обсуждение лингвистических вопросов, возникавших на занятиях. Время от времени или в чрезвычайных ситуациях вместо личной встречи можно разрешать переписку или телефонный разговор, с целью расширения диапазона общения.
После каждой встречи участники заполняют журнал (можно в электронном или в бумажном виде), где отмечают дату, время и количество часов встречи, обсужденную тему.
Проверка
После создания пар и списка тем для обсуждения преподаватель ведет регулярные мониторинги проведения встреч, может назначать совещание участников по обмену информацией.
В случае неожиданного появления препятствий (один из участников досрочно уехал, заболел, не в состоянии продолжать и т. д.), преподаватель обеспечивает партнеру все необходимые условия для продолжения проекта, например, включая его в уже существующую пару, находя нового партнера, сам заменяя пропавшего участника, разрешая альтернативные образы общения.
Завершение проекта
В окончательном этапе проекта (за 6-8 часов до выполнения) участники выбирают совместную интересную тему для заключительной работы.
Эта работа представляется на изучаемых ими языках в виде параллельного обсуждения. Рекомендуемой для обсуждения темой является изучение страноведческих и лингвострановедческих вопросов, которое позволяет создавать двухстороннее изложение. На начальном уровне можно рекомендовать общеинтересные темы: праздники, система образования, обычаи стран изучаемых языков, в то время как студенты продвинутого уровня представляют более многогранные результаты по актуальным проблемам, общественным отношениям, политики, религии и т. п.
Рекомендации
Эффективным мотивированным стимулом является предоставление кредитов за выполнение проекта по заранее согласованному учебному плану.
Комментарии
Проект «Тандем» основывается на свободном общении студентов, которые сами выбирают темы, частность и время встреч, поэтому присутствие преподавателя рассматривается исключительно в качестве помощника и управляющего проектом (тьютора). Главная его задача состоит в том, чтобы гарантировать непрерывное выполнение проекта, обеспечивать замену участнику в случае появления препятствий и организовать финальное представление работ.
Самостоятельное управление проектом студентами - необходимое, чтобы укрепить ответственность и добросовестность участников, также как, по возможности, поощрение свободного выбора тем.
Предыдущими опытами доказано, что чем более свободное общение, тем эффективнее результаты проекта; общение с ровесниками скоро становится естественным, интересным и способствует устранению языкового барьера.
Последнее обновление: 31.05.2023
Ответственный за информацию: Н.В. Макшанцева