Конференция "Фундаментальные исследования феномена "Счастье" в междисциплинарном ракурсе"
Конференция состоится в рамках «Конкурса на лучшие проекты организации российских и международных научных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации».
Организатор: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»
Место проведения: НГЛУ, 603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а
Время проведения: 16-18 декабря 2020 г.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Состав Оргкомитета:
- Председатель организационного комитета: доктор психологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии Галина Вениаминовна Сорокоумова;
- Заместитель председателя организационного комитета: к.ф.н., профессор кафедры зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Сергей Матвеевич Фомин.
Состав организационного комитета:
- к.ф.н., ассистент кафедры английского языка переводческого факультета Ирина Сергеевна Разина;
- к.ф.н., старший преподаватель кафедры английской филологии Алина Владиславовна Карпова.
Председатель программного комитета:
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Светлана Николаевна Аверкина.
Заместитель председателя программного комитета:
доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода и кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии Ольга Васильевна Шурыгина.
Состав программного комитета:
- к.ф.н., доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода Ирина Сергеевна Парина;
- аспирант кафедры зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Илья Андреевич Бекин.
Основные проблемы, освещаемые на конференции:
1) Концепт «счастье» в разных лингвокультурах, актуализация концепта в современных языках, концепт «счастье» в когнитивной лингвистике, психо- и социолингвистике;
2) Феноменология счастья, саморегуляция и самоактуализация личности, проблемы развития эмоционального интеллекта, профилактика эмоционального выгорания, методы формирования психической устойчивости личности, психологическая культура личности;
3) Проблемы преподавания в современных школах и вузах: новые методы и принципы взаимодействия в учебном процессе, учитель-ученик в определении цели обучения и ее достижения, успешность versus удовольствие от обучения: поддержание баланса развлекательных и образовательных элементов;
4) Исследования категории счастья в различных социальных и исторических контекстах;
5) Тема счастья в литературе и кинематографе.
Секционные заседания
10.00-16.00 // 13.00-14.00 – Обед // 11.40-12.00 – кофейная пауза
Секция 4. Психофизиологические аспекты счастья. Методы саморегуляции и самоактуализации личности (ауд. 3217)
(руководители секции: Сорокоумова Галина Вениаминовна, Битюцкая Екатерина Владиславовна)
- Полевая Софья Александровна, доктор биологических наук, заведующая кафедрой психофизиологии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ, Нижний Новгород), Полевая Анна Валерьевна, аспирант Факультета социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; руководитель и участник проекта, поддержанного РФФИ, № 18-013-01225 «Оценка эффективности резонансного биоуправления с двойной обратной связью для активации когнитивной деятельности и процессов обучения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (ННГУ, Нижний Новгород)
Психофизиологические отображения счастья
2. Перов Вадим Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой этики Института философии СПбГУ, руководитель проекта, поддержанного РФФИ, «Проблемы счастья в современной нейроэтике» № 19-011-00234
Проблемы счастья в современной нейроэтике
3. Зиновьева Дина Муратовна, кандидат психологических наук, доцент, психолог психоаналитической ориентации, зав. кафедрой психологии Волгоградского института управления РАНХиГС, член правления регионального (Волгоград) отделения Европейской конфедерации психоаналитической терапии (Вена, Австрия), руководитель проекта, поддержанного РФФИ, № 19-013-00401 «Субъектные и межличностные предикторы психологического благополучия» (ВИУ, филиал РАНХиГС, Волгоград)
Субъектные и межличностные предикторы психологического благополучия
4. Сорокоумова Галина Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Пути достижения счастья
5. Егорова Татьяна Егоровн, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и психологии Нижегородского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы РАНХиГС (Нижний Новгород)
Развитие психологической культуры студентов в концепции самоактуализации личности
6. Парин Сергей Борисович, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры психофизиологии, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского руководитель проекта, поддержанного РФФИ, № 18-413-520006-р-а «Психофизиология и психология стресса» (ННГУ, Нижний Новгород)
Эндорфины – гормоны счастья? – Почему нет.
7. Шурыгина Ольга Васильевна, доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода и кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Эмоциональный интеллект как компонент конфликтологической культуры личности студента
8. Мурзина Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии Тюменского государственного университета (ТГУ, Тюмень)
Особенности ценностных ориентаций успешных предпринимателей малого бизнеса
9. Битюцкая Екатерина Владиславовна кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой общей психологии по научной работе, руководитель проекта, поддержанного РФФИ, № 19-113-50586 «Структура и динамика образа трудной жизненной ситуации образа трудной жизненной ситуации» (МГУ, Москва)
Счастливые трудности: позитивные аспекты переживания трудных жизненных ситуаций
Секция 5. Проблемы обучения, воспитания, интеллектуального и эмоционального развития личности (ауд. 3420)
(руководители секции: Ариян Маргарита Анастасовна, Лыфенко Дмитрий Валерьевич
- Ариян Маргарита Анастасовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Иностранный язык как метод интеллектуального и эмоционального развития личности
2. Лыфенко Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (КГУ им. К.Э. Циолковского, Калуга)
Коммуникация на иностранном языке как инструмент решения психолого-педагогических проблем студентов
3. Глумова Елена Петровна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Создание комфортной образовательной среды
4. Осташевская Елизавета Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ, Самара)
Психолого-педагогические особенности обучения лиц с ОВЗ
5. Пыхина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Национально-культурные игры в воспитании счастливого ребенка
6. Бурова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Создание благоприятной атмосферы в классе
7. Кузьмин Роберт Алексеевич, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры английского языка переводческого факультета, участник проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00361 «Лингвокогнитивная модель обучения иноязычному синтаксису (на материале английского языка)» (НГЛУ, Нижний Новгород)
Формирование грамматической субкомпетенции будущего специалиста: лингвокогнитивный подход
8. Лин Жань, преподаватель китайского языка, ассистент кафедры восточных и европейских языков (Институт Конфуция, Нижний Новгород)
Современный урок китайского языка – навстречу студенту
9. Нурманов Абдиназар Ташбаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания, начальник отдела магистратуры. ТГПУ им. Низами (Ташкент, Узбекистан).
Повышение качества обучения иностранным языкам как способ повышения положительной мотивации студентов
10. Шеврекуко Мария, преподаватель русского языка как иностранного, Ленц Гуннар, доктор филологических наук, специалист по славянским литературам (Славянский семинар Базельского университета, Швейцария)
Принципы успешного и комфортного проведения тандемов в области переводоведения (на примере работы школы художественного перевода)
Секция 6. Тема счастья в литературе и кинематографе (ад. 3314)
Руководители секции: Аверкина Светлана Николаевна, Божич Рафаэла
- Аверкина Светлана Николаевна, доктор филологических наук, заведующая каф. русской филологии, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации, директор «Культурно-информационного центра Швейцарии (НГЛУ, Нижний Новгород)
Концепты “Glück”и“Unglück” в творчестве Томаса Манна
2. Фомин Сергей Матвеевич, кандидат филологических наук, профессор каф. русской филологии, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации (НГЛУ, Нижний Новгород)
Современный французский роман: в поисках счастья
3. Мария Схойна, PhD, доцент кафедры английской литературы и культуры университета Аристотеля (Университет Аристотеля г. Салоники, Греция)
Мотив счастья в разработке темы Италии английскими поэтами-романтиками: случаи Байрона и Шелли
4. Разина Ирина Сергеевна, кандидат филологических наук, ассистент каф. теории и практики английского языка и перевода (НГЛУ, Нижний Новгород)
«И каждый получил по заслугам»: счастливый финал в произведениях Дианы Уинн Джонс (на примере текстов и экранизаций)
5. Карпова Алина Владиславовна, кандидат филологических наук, ассистент каф. русской филологии, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации (НГЛУ, Нижний Новгород)
Счастье как конструкт в романах «альтернативной истории»
6. Турнсек Андреас, доктор филологических наук, профессор университета Г. Гейне, (Heinrich-Heine Universität Düsseldorf)
Das Glück ist eine leichte Dirne...” - Heinrich Heines Leben und Literatur zwischen Enttäuschung und Erfüllung / «Счастье – блудливая девка» - Жизнь и творчества Генриха Гейне: между разочарованием и воплощением
7. Ханзен Фолькмар, доктор филологических наук, профессор университета Г. Гейне (Heinrich-Heine Universität Düsseldorf)
Befreiung und Gewalt. Wilhelm Heinses “Ardinghello und die glückseligen Inseln. Eine italienische Geschichte aus dem sechszehnten Jahrhundert”/ Освобождение и власть. «Ардингелло, или Счастливые острова. Итальянская история шестнадцатого столетия» Вильгельма Гейнзе
8. Шпис Хайке, доктор филологических наук, профессор, вице-директор музея И.В. Гёте (Düsseldorf, Goethe-Museum)
Was ist Glück: Friedrich Schiller’s Gedicht "Alles Höchste, es kommt frei …”/ Что есть счастье: стихотворение Фридриха Шиллера «Все высокое…»
Круглый стол по проблемам преподавания переводоведения, практики перевода и подготовки молодых специалистов: «Как сделать преподавателя перевода “счастливым”?» (Малый актовый зал)
Организаторы и модераторы:
- Сдобников Вадим Витальевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики английского языка и перевода, руководитель проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00149 «Основные принципы подготовки преподавателей перевода» (НГЛУ, Нижний Новгород)
- Иванов Андрей Владимирович, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой теории и практики немецкого языка, руководитель РИО, участник проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00149 «Основные принципы подготовки преподавателей перевода» (НГЛУ, Нижний Новгород)
- Петрова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, профессор каф. теории и практики английского языка и перевода, руководитель лаборатории художественного перевода, участник проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00149 «Основные принципы подготовки преподавателей перевода» (НГЛУ, Нижний Новгород)
- Шлепнев Дмитрий Николаевич, доцент каф. теории и практики французского языка и перевода, участник проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00149 «Основные принципы подготовки преподавателей перевода» (НГЛУ, Нижний Новгород)
- Шамилов Равиддин Мирзоевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель теории и практики английского языка и перевода, участник проекта, поддержанного РФФИ, № 20-013-00149 «Основные принципы подготовки преподавателей перевода» (НГЛУ, Нижний Новгород)
17.00 - Подведение итогов конференции (ауд. 3217)