Кафедра русского языка как родного и иностранного подвела итоги научной деятельности на круглом столе
В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова в рамках цикла мероприятий, посвященных Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина. состоялся научный круглый стол «Наша Родина – русский язык». Организаторами круглого стола выступила кафедра преподавания русского языка как родного и иностранного Института русского языка НГЛУ.
Ведущие преподаватели кафедры обсудили перспективы актуальных лингвистических и методических исследований русского языка. Модераторами круглого стола выступили директор Института русского языка Кристина Голубева и исполняющая обязанности зав. кафедрой преподавания русского языка как родного и иностранного Маргарита Кузмина.
«Круглый стол мы рассматриваем как подведение итогов научной деятельности кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного. Мероприятие позволило обсудить насущные вопросы, связанные с изучением русского языка, в том числе, проблему бережного отношения к русскому языку и сохранения нашей культуры речи», - отметила директор Института русского языка Кристина Голубева.
Свой доклад «Интернациональные особенности произведений А.С. Пушкина» представил доктор филологических наук, профессор Михаил Грачев. В докладе повествуется об отношении великого поэта к различным национальностям. Оно исключительно положительное. А.С. Пушкин любит и уважает человека не за принадлежность к какой-либо нации, а за его личные качества, главными из которых являются его внутренние убеждения, честь, совесть, отношение к России. В своём программном стихотворении "Памятник" поэт перечисляет народы великой России и проводит мысль, что все мы русские и живём в одной стране.
Выступление доктора филологических наук, профессора Елены Мариновой «О сохранении русского языка в одном отдельно взятом городе» было посвящено перспективам деятельности Совета по сохранению русского языка, созданного в мае этого года при Общественной палате города Нижнего Новгорода. Докладчик остановилась на опыте прошлых лет, когда нижегородские лингвисты стали инициаторами ограничения латиницы на вывесках города, и познакомила с предстоящими проектами, в которых примет участие Институт русского языка НГЛУ: мониторинг вербальной составляющей публичного пространства Нижнего Новгорода; электронная служба лингвистической помощи (gramotnynizhnij@yandex.ru).
Ассистент кафедры Мария Васильева, выступила с докладом “Mad Vlad”, или речевая агрессия в британской газете «The Sun», посвященным исследованию феномена речевой агрессии, проявляющегося в материалах британской газеты The Sun по отношению к российскому президенту Владимиру Путину, обозначенному в одной из статей издания как "Mad Vlad". Целью работы является анализ лингвистических средств и стратегий, используемых изданием для создания негативного образа политика и формирования определенного отношения к нему у читательской аудитории. Выявление таких средств служит противодействию манипулятивным и деструктивным стратегиям иноязычного медаидискурса.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры Наталья Шибаева в своем докладе «Интерактивные приемы работы с жанром притчи на уроках русского языка». предложила эффективные способы организации работы с притчей как жанром в обучении иностранных студентов уровня В1 русскому языку. Высокий уровень мотивации обучающихся, их активная учебная деятельность обеспечивается разнообразием заданий и использованием современных педагогических технологий.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры Екатерина Ступина выступила с докладом «Риторические коды к пафосу антонимов в русском политическом дискурсе». Речь политического деятеля – это поле для реализации различных речевых стратегий и тактик. Умение понять инференциальную основу выступления, оценить перлокутивный эффект речи формируется в результате практической интерпретации риторических кодов. Риторическое определение кода закрепляется на основе эмоциональной оценки риторических приемов и на основе риторической задачи говорящего, включающей в себя культурно-исторический бэкграунд. Риторические коды политического дискурса, объединенные модусом пафоса, отражают живую, яркую стихию чувств, которые переживает и говорящий при шифрации, и реципиент при дешифрации комбинаций знаков кода. Одним из продуктивных способов создания эмоционального напряжения становится употребление антонимичной пары. Контактно реализованные в речи смысловые противоположности актуализируют в политическом тексте острые проблемы, создают эффект диалогичности высказывания. Автор продуцирует дискуссию, стимулирует интерес к обсуждаемому вопросу в том ключе, который является выгодным для говорящего. Риторический код адхортативного пафоса, риторический код патетической акцентуации, риторический код пафосной рекомпенсации продуктивно реализуются в речи российских политических деятелей.
Кандидат педагогических наук, доцент Наталья Гужова представила доклад «Формы работы с мобильными приложениями на занятиях по русскому языку как иностранному», посвященный особенностям работы с поколением Альфа. По словам Натальи Владимировны, для повышения эффективности занятий преподавателям РКИ необходимо адаптироваться к реалиям цифровой эпохи и использовать мобильные приложения смартфонов, например, интегрировать в учебный процесс популярные приложения, такие как «Пятерочка» и «Время», «Погода», демонстрируя возможности их применения на уроке русского языка как иностранного для студентов с разными уровнями владения языком.
Заключительным выступлением на круглом столе стал доклад, и.о. зав. кафедрой преподавания русского языка как родного и иностранного, кандидата филологических наук Маргариты Кузьминой «Приёмы технологии формирующего оценивания при работе с художественным текстом на уроке русского языка как иностранного», который был посвящен особенностям работы с аутентичным текстом на уроке РКИ. Цель доклада – раскрыть учебно-дидактический потенциал технологии формирующего оценивания для урока по интерпретации художественного текста с иностранными студентами, владеющими русским языком в объеме уровней В1 – В2. Материалом исследования является стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Дано подробное описание основных приемов технологии (карта понятий, синквейн, «цветовые дорожки», прием «квадраты», «индекс-карточки», «две звезды и желание», «саммари в одном предложении, прием светофор и др.); доказано, что применение данных приемов сможет сделать процесс обучения РКИ эффективнее.
Кроме того, в ходе мероприятия прошло награждение школьников – участников олимпиады «Азы лингвистики» и студентов – авторов видеороликов для образовательной акции «История букв русского алфавита».
Больше фото - в нашей группе ВКонтакте и в Телеграм-канале: ПОДПИСЫВАЙСЯ, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ!