Катынская трагедия: мифы и реальность. Международная дискуссионная площадка в формате круглого стола состоялась в НГЛУ
Мероприятие было организовано 26 апреля 2023 года в рамках реализации дорожных карт регионального Координационного центра НГЛУ по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, Международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» и федеральной инновационной площадки «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды».
Модератором площадки выступил доктор исторических наук, профессор, директор Приволжского филиала Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Сергей Устинкин.
Круглый стол был приурочен к 80-летию появления нацистского мифа о Катыни, озвученного 13 апреля 1943 года в эфире «Радио Берлина». Сформированная нацистами после разгрома под Сталинградом версия об ответственности СССР за расстрел польских военнопленных под Смоленском стала официальной точкой зрения на «Катынско-Медновскую трагедию» не только в Польше, но и во всем Евросоюзе. Попытки оспорить геббельсовский сюжет в рамках научных и общественных дискуссий в Европе по сей день жестко пресекаются. От европейской общественности в контуре геополитической конъюнктуры намеренно скрываются факты, опровергающие «каноническую» версию гибели граждан Польши, имевших в СССР статус военнопленных. Среди них – не только данные, указывающие на то, что преступление совершено гитлеровцами, отраженные в материалах работы комиссии Бурденко, но и вскрывшиеся позже обстоятельства.
Целью дискуссии явилось всестороннее осмысление «мифа о Катыни» в экспертной межведомственной проекции с привлечением российской и интернациональной неравнодушной студенческой молодежи и широкой общественности.
В статусе аналитиков и пригашенных спикеров к дискуссии присоединились:
- представители сектора медикоммуникаций: главный редактор газеты «Новое дело», журналист, историк, политический обозреватель Вадим Андрюхин;
- делегаты силовых ведомств: руководитель общественной организации стражи родины член комиссии общественного совета Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области Евгений Калинин;
- профильное научно-педагогическое сообщество образовательных организаций высшего образования Нижегородской области и стран ближнего зарубежья: доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Гордин; доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политики России Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Игорь Рыжов; доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой «Реклама и связи с общественностью» Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Кыргызская Республика) Гульмира Джунушалиева; кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью» Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек, Кыргызская Республика) Ирина Горина; кандидат исторических наук, доцент Института международных отношений и мировой истории кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Фёдор Дорофеев; кандидат юридических наук, доцент кафедры философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Александр Никитин; кандидат исторических наук, доцент Института международных отношений и мировой истории кафедры новой и новейшей истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Дмитрий Николаев; кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Белла Ночвина.
Бескомпромиссно высокую степень значимости обращения к поднятой теме в широком социальном контексте отметил в своем вводном выступлении Фёдор Дорофеев:
«Проблема Катыни не должна оставаться на периферии нашего сознания. Сейчас, когда в Европе масштабнейшим образом популяризируется культура отмены России и российского, данное проблемное поле представляется как никогда актуальным. Как Катынское дело касается вас, молодых людей? – Самым непосредственным образом. Это сравнимо с тем, что вашего деда или прадеда безосновательно обвиняют в том, что он был палачом польских граждан в Катыни и массово, как на конвейере, истреблял беззащитных, беспомощных пленных людей. Катынская трагедия – это кровавый сюжет, связанный с перекладыванием ответственности за вопиющее преступление».
Вадим Андрюхин сделал особый акцент на глубоко этноспецифическом векторе интерпретации событий, отличающем польских историков и общественность:
«В отношении Катыни в польском национальном сознании постулируется однозначная установка: виноваты русские – иная позиция не обсуждается. В стране принята концепция исторической политики: признать Польшу самой гонимой страной в истории мировой цивилизации в целях получения преференций. Я как человек с историческим образованием убежден, что любую загадку эпохи необходимо рассматривать всесторонне, с опорой на строго научный базис, на основе исторических документов, но тот темп, который задала делу польская сторона и примкнувшие к ней государства антироссийской риторики, исключили такую возможность…»
На крайне противоречивый характер официальных документов и материалов по делу о Катынской трагедии, которые демонстрируют однозначные следы подлога, указал Дмитрий Николаев.
«Депутат Виктор Илюхин, под руководством которого в 2010 году был разработан резонансный документ «Рецензия на Заключение комиссии экспертов Главной военной прокуратуры по уголовному делу №159 о расстреле польских военнопленных из Козельского, Осташковского и Старобельского спецлагерей НКВД в апреле – мае 1940 г.», разоблачающий официальную версию «катынского дела», в своем интервью сообщал, что те люди, которые занимались фальсификацией, сознательно или несознательно всегда оставляли следы, по которым можно было определить, что дело поддельное. Там есть закладки, которые внимательному человеку очень хорошо видны: и записка Шелепина, и записка Берии были дезавуированы, элементы фальсификации стратегических свидетельств доказаны в судебном порядке… С высокой трибуны неоднократно предлагалось с разных сторон рассмотреть трагедию в Катыни, но давайте пойдем дальше и проведем международный суд, и в судебном порядке с заслушиванием доказательной базы и позиции сторон вынесем окончательный вердикт. Польская сторона, однако, решительно против такого сценария. Если, однако, она уверена в своей абсолютной правоте по вопросу Катыни, чего боится и почему игнорирует обсуждения дела на официальном – многостороннем – уровне?»
Основательный обзор источникового и современного исследовательского ландшафта, посвященного Катынской трагедии, а также политического контура Катынской трагедии сделал модератор – профессор Сергей Устинкин:
«Существует линейка опубликованных документов, изданных солидными учреждениями (бывший Центральный партийный архив, Российский исторический архив и другие), из них два тома документов на русском языке, три тома на польском языке и один том на английском языке. При этом многие материалы вызывают сомнения и требуют дополнительного исследования и экспертизы. Активную работу в этом направлении ведет также Институт славяноведения Российской академии наук и, в частности, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела истории Восточной Европы после Второй мировой войны Носкова Альбина Федоровна, которая изначально занималась рассматриваемым делом и демонстрирует взвешенную академическую позицию. В 2010 году была издана книга «Белые пятна – черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях» (Москва, 2010 год), где отдельная глава посвящена Катынскому делу… Не следует забывать о рассмотрении проблемы с позиций международной политической конъюнктуры. Впервые упоминание о Катыни в геббельсковском ключе имело место в 1943 году. Почему именно 43-й год, хотя Катынская трагедия произошла многим ранее? После Сталинграда, когда стало ясно, что военной победы достичь будет очень тяжело, Германия осознала острую необходимость включения других – дипломатических – механизмов для раскола антигитлеровской коалиции. Ключевая цель тогда и сейчас, в эпоху гибридной войны против России, – ослабить и дискредитировать наше государство… Основательные исследования Катынской трагедии сегодня, безусловно, требуют времени, воли, большой исторической, археологической работы и непременно жесткого отстаивания нашего политического интереса на международной арене…»
В аспекте не только исторической, но и, первостепенно, политико-юридической точки зрения призвал рассматривать события в Катыни и кандидат юридических наук, доцент Александр Никитин. Он поддержал позицию спикеров о необходимости проведения повторного расследования.
Доцент Белла Ночвина, в свою очередь, отметила соотношение исторической памяти в Польше о Катынской трагедии и вынесла в отдельную рамку повествования политику европейского коллаборационизма в противодействии СССР и ныне – России.
Историки, представляющие Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызская Республика) Гульмира Джунушалиева и Ирина Горина, подчеркнули важность информационной политики, формируемой на государственном уровне, в вопросах популяризации исторической правды среди подрастающего поколения:
«Катынь – это не единственная и далеко не последняя страница истории, к корректному пониманию которой просто необходимо прийти. Неважно, сколько лет это потребует, – пять, десять или двадцать пять. Важно дойти до правды, чтобы молодое поколение, которое колоссально отдалено по времени от тех событий, напитывалось информацией извне, которой мы управляем и в правдивости которой убеждены. Информационная безопасность в данном контексте должна работать со стороны самого государства, чтобы не потерять будущие поколения. Если мы не будем заниматься защитой исторической правды и доводить последнюю до молодежи, эту миссию непременно возьмет на себя кто-то другой. Чрезвычайно важно в этом вопросе искать понятные для молодежи формы и инструменты погружения в тематику, чтобы дозированно, доступным языком подавать то значимое, что должно оставаться в их умах и сердцах и транслироваться далее…»
Алексей Гордин, проректор ННГАСУ, поддержал аргументы коллег, направленные на обсуждение и внедрение грамотных стратегий и тактик формирования общественного мнения в части заявленной проблематики. Катынь, по убеждению эксперта, – это борьба за историю и национальную безопасность, которая становится во главу угла сегодня, когда мультиплицируются попытки обвинить СССР и Россию как его правопреемницу в событиях военных лет.
Аналогичную риторику избрал в своём обращении к собравшимся и руководитель общественной организации стражи родины член комиссии общественного совета Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области Евгений Калинин, который призвал молодежь к активному участию в вопросах обсуждения исторического прошлого Отечества, на котором зиждется их настоящее и от понимания которого во многом зависит будущее.
Активное и вовлеченное участие в дискуссии приняли студенты Высшей школы международных отношений и мировой политики НГЛУ, члены студенческого исторического общества и молодежного дипломатического клуба «DIPLOMA» – в общей сложности представители 5 стран мира (Кыргызская Республика, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика), которые выразили горячую заинтересованность в обсуждении Катынской трагедии на уровне интернационального молодежного сообщества:
«На настоящий момент мы аккумулируем большую группу неравнодушных молодых людей, которые питают живой интерес к истории, вопросам международной дипломатии и права. Считаем, что тема Катыни просто обязана стать предметом обсуждения на одной из ближайших площадок с привлечением как можно большего числа студентов – как российских, так и иностранных, так как проблема сохранения и прочтения исторической памяти не имеет геополитических и этноконфессиональных границ. Это вопрос нашего настоящего и будущего», – подчеркнул Степан Иванов, руководитель молодежного исторического общества НГЛУ.
«Молодежь НГЛУ, погруженная в изучение практик культурной дипломатии, горячо поддерживает обращение к дискуссионным страницам истории, подобным тем, которые открывает трагедия в Катыни. Принципиально важно то, что сегодня мы услышали экспертное мнение в самых разных проекциях, и теперь считаем необходимым вернуться к обсуждению темы на молодежном уровне с привлечением наших иностранных сверстников-членов дипломатического клуба и экспертного сообщества, ведь именно в живом диалоге мы на шаг приближаемся к истине», – поддержал Иван Гребнев, руководитель молодежного дипломатического клуба «DIPLOMA» при Высшей школе международных отношений и мировой политики.
Итогом круглого стола явилась формулировка экспертами-аналитиками, студентами и молодыми исследователями ряда резюмирующих точек, ключевыми среди которых следует считать острую необходимость продолжения многоступенчатого, профессионального и многопрофильного изучения дела о Катыни и системного обсуждения вопросов, связанных с его противоречивыми обстоятельствами, в открытом дискуссионном формате; имплементации доступных широкой общественности, конкретных и системных сценариев информационного позиционирования Катынской трагедии в социальном контексте – как российском, так и интернациональном; вовлечения молодого поколения в соизучение событий в Катыни как одного из элементов сохранения и трансляции исторической правды в эпоху гибридной войны.
По инициативе молодежи было намечено проведение площадки «Открытый диалог на равных» с представительством студенческой аудитории и спикеров-участников встречи.