НАУЧНЫЙ ПОЛК НГЛУ: всё для фронта, всё для Победы
Феномен работы Горьковского государственного педагогического института иностранных языков в годы Великой Отечественной войны состоял в том, что, несмотря на близость к линии фронта в 1941 году, продолжающиеся бомбардировки города, вынужденный прием эвакуированных, большие потери в составе преподавателей и студентов, занятия на всех факультетах не прекращались практически все тяжелейшие, кровопролитные четыре года. При этом образовательный процесс сопровождался с непреодолимыми трудностями: в условиях послевоенного времени не хватало самого элементарного – света, тепла, бумаги, тетрадей, учебников.
Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков, преодолевая трудности военного времени, сумел за 4 учебных года подготовить и выпустить за свои пределы 209 учителей иностранных языков и переводчиков. Большинство молодых преподавателей были направлены в освобожденные от германской оккупации районы СССР в качестве учителей. Переводчики, в том числе и военные, заняли соответствующие должности в военных и невоенных учреждениях и ведомствах, значительное их число служило в частях действующей армии.
Необходимо отметить ещё одну весьма важную грань не только многоплановой работы сотрудников института в годы войны, но и отличительную черту характера его директора П. И. Шульпина. Как ни удивительно, в предельно сложных условиях в инязовском творческом коллективе оставалось место для самосовершенствования.
Наделенный высокими полномочиями, П. И. Шульпин вполне допускал и принимал конструктивную критику в свой адрес и умел извлекать из неё позитивные выводы. Более того, он активно поддерживал тех работников, которые умели не только критиковать, но и предлагали конкретные меры по совершенствованию качества собственной деятельности. В начале января 1945 года, проводя промежуточные итоги проделанной работе, директор института в рамках развернувшейся на заседании совета института дискуссии подчеркнул: «Если бы мы чаще так остро и резко выступали, то было бы гораздо больше пользы». Вместе с тем П. И. Шульпин указал и на то, что общий объем различных нагрузок распределен неравномерно на представителей всего коллектива, считая такое положение не только неправильным, но и несправедливым. Как он выразился, лишь 25 сотрудников и преподавателей – «ядро работников» – взяли на себя и достойно несли «львиную» долю всевузовской занятости.
Одной из важнейших рабочих задач, стоящих перед Горьковским инязом в военные годы, становилось комплектование первых и старших курсов по тем специальностям, по которым подготовка специалистов была временно прекращена в вузах на западе страны. Стараниями сотрудников института в годы военного лихолетья удалось сохранить количество студентов и выполнять план приема первокурсников.
Также планомерно проводилось и посильное обеспечение помощи фронта в тылу за счет дополнительных работ педагогическим и студенческим коллективом вуза, донорством крови, финансовой и материальной помощью.
Военная обстановка, наряду с другими изменениями, повлекла за собой совершенствование учебных программ и содержания дисциплин, а также сокращение сроков обучения с четырех до трех лет с целью адаптации учебных планов и новых специальностей к потребностям страны.
Во время Великой Отечественной войны система высшего образования СССР и вузовская интеллигенция внесли весомый вклад в достижение победы советского народа над фашистской Германией. Свою роль сыграла и система подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками. Новые внешнеполитические и внутренние социальные условия ставили перед вузом комплекс задач, выполнение которых регулировалось законодательно системой высшего образования. Задачи требовали как внутренних, так и внешних преобразований, являющихся закономерными и своевременными текущему моменту.
С 1941 по 1945 год все больше внимания власти уделяли преподаванию иностранных языков, не только с позиции создания концепта и отражения его в правовом поле, но и в конкретике повседневности. Задачи военного времени были с честью, достоинством и в полной мере выполнены профессорско-преподавательским и студенческим коллективом Горьковского государственного педагогического института иностранных языков.