НГЛУ провел пленарную дискуссию Smart-вуз: цифровая модель инфраструктуры вуза и использование инновационных технологий в образовательной деятельности
Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова провел пленарную дискуссию Smart-вуз: цифровая модель инфраструктуры вуза и использование инновационных технологий в образовательной деятельности. Дискуссия с участием экспертов и студентов высших учебных заведений состоялась в Гербовом зале Нижегородской ярмарки и стала одним из крупнейших событий международного DIGITAL SUMMIT’19, организованного при поддержке правительства Нижегородской области.
На дискуссии обсуждались цифровые технологии в образовательном процессе, цифровая экосистема современного вуза и smart-вуз как органичный элемент умного города и умного региона. Модераторами мероприятия выступили руководитель пресс-службы НГЛУ Марина Булгакова и помощник ректора НГЛУ по связям с общественностью Олег Пикунов.
Студенты задавали экспертам вопросы и вносили свои предложения по цифровизации образовательного процесса. В том числе прозвучало предложение изменить функционал нынешних библиотек, переделав их в классы для получения онлайн-образования. Александр Тимофеев, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Нижегородской области, присутствовавший на дискуссии в качестве эксперта, пообещал взять данную идею на заметку.
"Слово smart плотно вошло в нашу жизнь, - отметил Александр Тимофеев. - Дома мы смотрим smart-тв, пользуемся smart-техникой, в городе smart-остановки. Smart-дом, smart-офис - всё уже умное. И мы понимаем: чтобы извлекать пользу из этих технологий, нужно быть таким же умным. Огромная скорость передачи информации накладывает определённые скоростные рамки на каждого человека. И чтобы мы успевали за этой скоростью, и нужны такие дискуссии как сегодняшняя. Для чего нужен smart-вуз? Чтобы мы вошли в этот новый мир готовыми к скоростям, которые сейчас существуют. Сейчас, я знаю, в некоторых школах есть уже некие smart-классы, в которых готовят выпускников к поступлению в вуз. Проблематика умного университета подразумевает начало перемен. Желаю хорошей вам работы, и раз мы здесь собрались, значит, тема действительно важна".
Светлана Колобова, доктор политических наук, профессор, доцент кафедры международных отношений, экономики и управления НГЛУ в своем выступлении рассмотрела само понятие smart-вуза и те вызовы, которые стоят сегодня перед высшими учебными заведениями в условиях перехода на принципиально новую модель управления основными и вспомогательными процессами университета. Она напомнила, что в современном научном и общественно-политическом дискурсе всё чаще упоминаются термины «Индустрия 4.0», «Индустрия+», всё чаще говорится о наступлении четвертой промышленной революции, основу которой составляет так называемое «сервис-ориентированное проектирование». "В мире «Индустрии 4.0» машины будут способны понимать свое окружение и общаться между собой по Интернет-протоколу. Предполагается, что первые предприятия новой промышленной революции с полным циклом начнут функционировать к 2020 году, - рассказала Светлана Колобова в своем выступлении. Опираясь на эти возможности, вузы также могут перейти в разряд «интеллектуальных предприятий» и превратиться в «smart-университет», компонентами которого считаются хорошо известные на данный момент в системе образования информационно-коммуникационные технологии обучения. Однако сами технологии не являются основной характеристикой smart-образования. Умный университет есть, по мнению современных экспертов, - интеграция образования, науки и бизнеса".
Светлана Колобова также сообщила, что Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова внес свое предложение, касающееся самого первого этапа образовательного процесса в высшем учебном заведении – работы Приемной комиссии. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации некоторое время назад разработало портал, аккумулирующий предложения по цифровизации образования от различных учебных заведений - и НГЛУ отправил предложение об объединении и систематизации данных российских вузов в одной программе.
"Суть нашего предложения - в создании единой цифровой Приемной комиссии, федеральной. Наше видение таково: секретарь каждой приемной комиссии, каждого российского вуза, должен быть подключен к этой Приемной, - пояснила Светлана Колобова. - И после оцифровки данных абитуриента секретарь должен отправить их на страницу вуза, которая, в свою очередь, встроена в федеральную программу. Данные абитуриента, подавшего документы, будут отражаться таким образом по всей России. Абитуриент по этой программе сможет, в свою очередь, посмотреть свой рейтинг. Даже если у него поданы документы в иногородние вузы - он с помощью такой платформы увидит, в каком университете он на каком месте на сегодняшний день. Плюс ко всему создание федеральной Приемной позволит абитуриенту отследить своих конкурентов, понять, в каком вузе у кого находятся оригиналы и согласие на то, чтобы его рассматривали на данное направление подготовки, и наиболее полно оценить собственные шансы. Изменение списков в такой программе будет проходить в режиме реального времени. Более того, программа будет в определенное время сама закрывать возможность данные изменить. Таким образом, схема приема в высшие учебные заведения будет максимально удобной и прозрачной для абитуриентов, которые претендуют на бюджетные места".
Доктор социологических наук, профессор, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ им. Добролюбова Ирина Савченко в своем докладе подчеркнула, что вузам сегодня необходимо предлагать оригинальные идеи в сфере цифровизации. К тому же важно быть первыми, причем не принципиально, кто выступит с оригинальной идеей – профессор, академик или студент.
Директор Центра информационной политики Мининского университета Ильдар Нуриев рассказал на "Digital Summit 2019", какие цифровые сервисы уже используются в Миниском университете, чтобы сделать процесс обучения удобнее как для студентов, так и для преподавателей. Например, сайт университета предлагает "калькулятор ЕГЭ" для тех, кто еще не определился с будущей профессией. На этом сервисе можно ввести предполагаемые сдаваемые предметы и узнать, какие программы абитуриенту подходят, а затем ознакомиться с текстовой или видеопрезентацией. Еще Мининский университет реализует сервисы для региона, такие как электронное портфолио студента и региональный кадровый конструктор.
Константин Сафонов, начальник управления информатизации Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, рассказал о задачах и опыте создания Smart-вуза. Он отметил, что по итогам опросов студентов о желательных изменениях в вузе, чаще всего молодые люди отвечают, что: хочется учиться удобно; иметь удобную среду, в которой можно легко и увлекательно получать знания; хорошо зарабатывать после окончания вуза; интересно проводить время, пока учатся.«Все это - составляющие смарт-вуза", - отмечает Константин Анатольевич Сафонов. Что касается цифровизации, то ННГАСУ тоже стремится сделать обучение студентов максимально комфортным. Здесь есть портал для студентов, где можно заказывать справки, общаться с преподавателями, смотреть электронное расписание, взаимодействовать с деканатом. Почти 10 лет здесь работает единая информационная система, которую сотрудники вуза постепенно наращивают, и на базе этой системы будут строиться и другие сервисы, востребованные в новом поколении. Это и совмещение с социальными сетями, мессенджерами, построение единого информационного пространства, личного кабинета студента и преподавателя, в котором они смогут взаимодействовать.
По окончании мероприятия участники пришли к выводу, что для быстрого и качественного процеса цифровизации образования необходимо плотное взаимодействие между руководством вуза и студентами. Руководитель пресс-службы НГЛУ Марина Булгакова напомнила, что у кадого вуза сегодня есть страницы в социальных сетях, и это наиболее удобный инструмент обратной связи. И все идеи и предложения студентов будут обязательно приняты во внимание.