Проблему буллинга и скулшутинга в школе обсудили на V Международной научно-практической конференции Психологическая безопасность образовательной среды» (PSEE-2022), организованной НГЛУ
Сегодня в рамках конференции PSEE-2022 был организован круглый стол для школьных психологов и социальных педагогов «Профилактика буллинга, кибербуллинга и скулшутинга в школе: обмен опытом», участники которого обсудили роль службы школьной медиации в профилактике буллинга и варианты разрешения педагогических конфликтов, влияние педагога на создание благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, причины возникновения депрессивных состояний у подростков и другие актуальные темы.
Модератором круглого стола выступила профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии НГЛУ, доктор психологических наук, доцент Галина Сорокоумова.
«Многие зарубежные и отечественные исследователи обеспокоены такой проблемой нарушения безопасности образовательной среды, как буллинг. Агрессия одних детей против других всегда основана на неравенстве возможностей и злоупотреблении силой или превосходстве буллера над жертвой, например, физическом или социальном. Современный буллинг приобрел и свои специфические особенности, переместившись в интернет и приобретя форму кибербуллинга, то есть периодической травли в соцсетях. При этом кроме мальчиков активными участниками буллинга становятся и девочки, а также издевательствам могут подвергнуться и учителя. Поэтому меры профилактики в образовательном пространстве вуза (основные особенности данной проблемы, причины ее появления и варианты решения) мы и планируем рассмотреть в рамках круглого стола по профилактике буллинга», – подчеркнула Галина Сорокоумова.
Доклад Галины Сорокоумовой посвящен теме «Буллинг как угроза психологической безопасности образовательной среды», в котором ученый выделила четыре основные причины появления буллинга: педагогическую, когда прогрессированию буллинга способствует поведение учителя, позволяющего унижения или насмешки в адрес учащихся; психологическую, которая выделяет особенности буллеров, такие, как внутриличностная агрессивность, комплекс неполноценности и неуверенность в себе, низкий уровень развития коммуникативных навыков и др.; социальную, которая подразумевает пропаганду и поощрение агрессивного поведения в обществе; семейную, когда, по мнению Галины Сорокоумовой, на формирование буллера оказывает огромное влияние обстановка в семье, в частности, недостаток родительской любви и внимания, не гармоничные детско-родительские отношения, авторитарность, семейное насилие или неправильное воспитание.
«Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики человека с семейным насилием. Так, например, у жертвы травли начинают проявляться такие психосоматические расстройства, как частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания. Самыми серьезными реакциями на буллинг могут стать попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением огнестрельного или холодного оружия», – подчеркивает исследователь.
В рамках круглого стола также состоялось обсуждение докладов по темам: «Роль учителя в стигматизации личности в подростковой среде», «Обойдёмся без жертв! Работаем с участниками буллинга», ««Группы смерти» в социальных сетях как угроза психологической безопасности детей и подростков», «Пример проектной деятельности «Толерантный дебют»», «Феномен буллинга в школах Алжира» и другим.
Подчеркивая актуальность и значимость заявленной в названии круглого стола темы, Галина Сорокоумова призвала всех участников учебно-воспитательного процесса – и психологов, и социальных педагогов, и завучей по воспитательной работе, классных руководителей, учителей-предметников, и родителей, объединиться для создания системной профилактической работы с целью профилактики и психокоррекции буллинга.
Напомним, что Партнерами международной конференции, организованной Нижегородским государственным лингвистическим университетом им.Н.А.Добролюбова при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, выступили Ассоциация поддержки научных исследований (г. Барнаул), Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан), University of Zadar – Задарский университет (г. Задар, Хорватия), University of Basel – Университет Базеля (г. Базель, Швейцария), Ванадзорский государственный университет им. О. Туманяна (г. Ванадзор, Армения), Sofia University «St. Kliment Ohridski» – Софийский университет им. Св. Климента Охридского (г. София, Болгария).
С 23 февраля по 31 марта 2022 г. состоится постерная онлайн-сессия конференции PSEE 2022, где будут представлены доклады, отражающие основные результаты теоретических и прикладных научных исследований. С постерными докладами участников конференции можно ознакомиться на сайте Ассоциации поддержки научных исследований.