Профилактику буллинга в образовательных учреждениях обсудили эксперты на «Точке кипения НГЛУ»
31 мая в пространстве «Точки кипения НГЛУ» состоялась стратегическая сессия «Профилактика буллинга в образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода», приуроченная ко Дню защиты детей.
Организаторами выступили кафедра методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии Высшей школы лингвистики, педагогики и психологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Дворец детского творчества им. В.П. Чкалова при поддержке департамента образования администрации Нижнего Новгорода.
В мероприятии приняли участие свыше 100 человек, очно и онлайн – эксперты – ученые вузов, доктора и кандидаты психологических и педагогических наук, педагоги-психологи, представители городского департамента образования и специалисты ГУ МВД России по Нижегородской области, руководители образовательных учреждений, будущие психологи – студенты.
Актуальность темы отметила ректор НГЛУ, доктор филологических наук, профессор Жанна Никонова: «Буллинг – это тот процесс, который в последнее время, к сожалению, набирает обороты в подростковой среде. Очень много трагедий случается вследствие этих процессов и мы, осмысляя вместе то, что происходит, и пытаясь найти ответы на вопросы, ускоряем создание уникального рецепта от этой проблемы. Надеемся, что, применяя те методы и приемы, которые разрабатывает научное сообщество, мы эту проблему преодолеем и поможем нашей молодежи гармонично развиваться в том числе и в социальной среде, в школе. Главное, что над ее решением работает целое экспертное сообщество – здесь ученым в одиночку, без практиков, не обойтись, и только совместная работа поможет нам приблизиться к нужным результатам», - сказала ректор НГЛУ.
«Сталкиваясь с проявлениями буллинга во взрослой среде, мы говорим, что это возмутительно. Но понимаем, что взрослый человек способен справиться с этим. Но когда мы сталкиваемся с подобными проявлениями в детской среде, то воспринимаем такую проблему более серьезно, ведь априори ребенок менее защищен, ему выйти из этой ситуации подчас непросто», - отметила Оксана Колпакова, заместитель директора, начальник управления образования и воспитания департамента образования администрации города Нижнего Новгорода.
Она также подчеркнула, что буллинг – это комплексная проблема, соответственно, ее решение должно вестись разными инструментами также в комплексе. «Для этого нужны грамотные люди, прежде всего на местах. Благодаря городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания семьи, которая работает во Дворце им. В.П. Чкалова и коллегам из высшей школы нам удалось организовать сегодняшнее обучение. Надеюсь, что его результатом станет повышение компетентности специалистов, которые смогут эффективно эти ситуации выявлять и купировать, разрешать конфликты».
Стратегическая сессия стала завершающим мероприятием курса повышения квалификации по программе «Технологии профилактики буллинга» для педагогов и психологов. На мероприятии обучающиеся курса представили свои исследования – более десятка докладов по теме буллинга – которые имеют не только теоретическое обоснование, но и используются докладчиками на практике. При этом, представленные исследования рассматривают решение проблемы не только в контексте тех или иных возрастных групп, но и с точки зрения новых методик, подходов и инструментов.
Так, докладчики рассказали о профилактике буллинга в приемных семьях, в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, о применении технологии театрализации при профилактике буллинга, ранней диагностике по выявлению жертв буллинга в школе, кибербуллинге, волонтерстве как одном из ресурсов профилактических мероприятий с жертвами подросткового буллинга.
В завершение стратегической сессии модератор, доктор психологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии НГЛУ Галина Сорокоумова представила участникам мероприятия актуальные методические рекомендации «Диагностика буллинга в образовательной среде школы» - уникальное пособие, которое могут использовать в работе школьные психологи.