В НГЛУ продолжают внедряться инновационные подходы к подготовке специалистов
В XXI веке мир существенно ускорил свой бег. Возросла скорость информационных потоков, увеличилось их количество. Новые технологии формируют у нас новые привычки в общении с семьей, коллегами, друзьями. Мы все делаем быстрее. Мы даже стали быстрее есть. Сегодня невозможно не только процветать, а даже просто адаптироваться к переменам, если постоянно не учиться чему-то новому.
Конечно, меняется и отношение общества к традиционным формам обучения. Все больше людей задумывается о целесообразности и необходимости получения высшего образования. Ведь порой вузы только «догоняют» действительность. А изучать то, что устарело, нет смысла. И это мировой тренд.
Сегодня к вузам предъявляются новые требования – быть не только кузницей высокопрофессиональных кадров, но и драйвером развития территорий; региональным экспертным центром; поставщиком интеллектуальных продуктов, меняющих экономику, производство и технологии.
В России работа по трансформации миссии университетов, внедрению современных управленческих технологий и нового содержания в последние годы ведется достаточно активно. К работе подключены как федеральные, так и региональные власти, предпринимательское сообщество, общественный сектор. Очевидно, что решение столь глобальной задачи идет местами с трудностями и издержками. Вместе с тем отчетливо наблюдаются позитивные перемены: появляются преподаватели новой формации; расширяется спектр образовательных продуктов, отражающих современные достижения; реализуются амбициозные научные проекты.
Знакомьтесь - Дмитрий Коршунов, доцент кафедры международных отношений и политологии факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, кандидат политических наук. Он – разработчик учебной дисциплины «Международные связи российских регионов» на английском языке по направлению обучения «Международные отношения».
Курс практикоориентированный, предполагает активное взаимодействие студентов с экспертами из региональных организаций, отвечающих за международные отношения.
Инновационность проекта заключается в нетипичном для российской высшей школы сочетании методов обучения: проблемно-ориентированного обучения (problem-based learning) и преподавания на английском языке. Кроме того, за счет размещения курса в учебном плане между учебной и производственной практиками, у обучающихся есть возможность сопоставить знания, получаемые в рамках данной дисциплины, с опытом практической деятельности. А также применить полученные знания уже на производственной практике.
В этом году было выпущено учебное пособие на английском языке с теоретической информацией по курсу, разработана «проблема» («кейс»), над которой студенты работают, дисциплина прошла апробацию. Курс внедрен в учебный план и реализуется в вузе на постоянной основе.
Отрадно, что таких преподавателей «новой формации» - профессионалов с активной социальной позицией, неравнодушных и ответственных - становится с каждым годом все больше.
Данная магистерская программа была разработана при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Фонд уже в течение почти 20 лет направляет свои усилия на развитие системы российского высшего образования, в первую очередь, на повышение его качества.
Как рассказала руководитель Фонда Оксана Орачева, преподавателям фонд предлагает индивидуальные гранты до 500 тысяч рублей на создание новых магистерских программ и курсов, в том числе англоязычных и онлайн-курсов. «Мы поддерживаем их в поисках новых методов обучения, - уточняет Оксана Орачева. - Мы ориентированы на то, чтобы университеты становились центрами социального развития регионов, и будем фокусироваться на этой цели в наших программах».
Фонд на конкурсной основе предоставляет свои стипендии студентам. В общей сложности ежегодно стипендиатами фонда становятся 500 человек. До сих пор размер ежемесячных выплат учащимся магистратуры составлял 15 тысяч рублей, но с этого года он увеличился до 20 тысяч. Безусловно, это серьёзная помощь тем юношам и девушкам, которые хотят сосредоточиться на своих проектах, исследованиях, без отрыва на разовые подработки.
В фонде подчеркивают, что их фокус – это поддержка активных людей, лидеров, обладающих личной социальной ответственностью, которым не все равно, что происходит вокруг. Тех, кто не ждет подсказки, а готов сам принимать решения. При этом эти люди — профессионалы своего дела, интеллектуалы, то есть обладают необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы добиться устойчивых позитивных изменений на благо нашей страны.
Своей позицией фонд вносит свой вклад в реализацию государственных инициатив по снижению «утечки мозгов». Признавая, что международная миграция научных кадров - процесс закономерный и объективный, Владимир Путин подчеркивает, что нужно сделать так, чтобы знания, опыт и научные связи наших соотечественников продолжали служить российской науке. «У молодежи должны быть стимулы, желание заниматься наукой именно в России, работать в интересах нашей экономики, в отечественных высокотехнологичных компаниях, исследовательских лабораториях».
Сегодняшняя государственная и общественная система грантов и мегагрантов, иных мер поддержки вузов создает основы для укрепления в общественном сознании статуса университетов как центров регионального развития, центров притяжения интеллектуальных ресурсов, центров сосредоточения новейших современных знаний и методов их получения.
Потенциал у российского высшего образования есть, поддержка есть, мозги есть. Важно в этом процессе трансформации вузов не снижать темп, держать руку на пульсе, быть готовыми отвечать на новые вызовы современного мира. Тогда прорывное инновационное развитие всей страны и повышение ее конкурентоспособности перестанут быть только целевыми ориентирами. Станут реальностью, которой будут гордиться как сегодняшние российские преподаватели и студенты, так и их дети.