Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Профессиональные компетенции современного учителя иностранных языков" (Саломатовские чтения) стартовала в НГЛУ
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Профессиональные компетенции современного учителя иностранных языков" (Саломатовские чтения) стартовала сегодня в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Она будет длится два дня, 26 и 27 апреля, в пространстве коммуникации «Точка кипения НГЛУ» в смешанном формате.
Организаторами конференции выступили НГЛУ им. Н.А. Добролюбова и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Участниками программных мероприятий Саломатовских чтений в этом году стали около 150 человек – ученые, преподаватели, студенты из Франции, США, Китая, Узбекистана, Казахстана и из 12 регионов России. На нескольких языках - русском, английском, немецком и французском – они будут выступать с докладами и вести научный диалог по таким направлениям, как лингвистическая готовность, психолого-педагогический компонент и различные аспекты межкультурной компетенции, методическая подготовка и профессиональное развитие современного учителя иностранных языков.
В торжественном открытии конференции приняли участие ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, доктор филологических наук, профессор Жанна Никонова, доктор педагогических наук, профессор, советник ректора по интернационализации образования РГПУ им. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования Юлия Комарова, доктор педагогических наук, профессор, президент НГЛУ Борис Жигалев, Почетный профессор НГЛУ, Почетный работник высшего профессионального образования, Заслуженный учитель РФ Ольга Оберемко. Модератором выступила начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики НГЛУ, кандидат педагогических наук, доцент Елена Глумова.
«Отрадно, что в этом году конференция, которая направлена на комплексное осмысление процесса подготовки кадров высшей квалификации для сопровождения образовательного процесса, проводится совместно с российским педагогическим университетом имени Герцена. Давние научные методические и дружеские связи объединяют горьковскую и ленинградскую методические школы, прославленные в первую очередь именами таких ученых, как Константин Иванович Саломатов, Сергей Филиппович Шатилов и Евгений Самойлович Рабунский. Их совместный труд «Профессиограмма учителя иностранного языка» во многом определил вектор и направление лингвистического профессионально-педагогического и методического сопровождения учителей. Современная система требований к компонентам профессионального роста педагогических кадров требует от научного сообщества консолидированных решений в деле определения состава и содержания компетенций, которые необходимы современному учителю иностранных языков. Убеждена, что конференция предоставит широкую площадку для обмена знаниями, умениями, лучшими практиками, и пониманию специфики, и содержанию структуры деятельности современного учителя иностранного языка. Желаю участникам мероприятия успехов и радости научного общения!» - поприветствовала участников конференции ректор НГЛУ Жанна Никонова.
Президент НГЛУ Борис Жигалев в свою очередь рассказал участникам о личности Константина Ивановича Саломатова, становлении его профессионального и научного пути, о его роли в развитии педагогической науки, вкладе в методику преподавания иностранных языков.
«Думаю, что идеи, которые были высказаны им в свое время, те публикации, которые вышли ещё в прошлом веке, они нуждаются в продолжении, они являются той основой, которая сейчас необходима для новых подходов в обучении, образовании, потому что новые времена нам предъявляют свои требования, вызовы. Отвечать на них намного проще, когда есть такая база, которую в свое время Константин Иванович и его коллеги, друзья, представили в области воспитания и обучения», - сказал Борис Жигалев.
Юлия Комарова отметила важность и значимость конференции особенно в том, что она позволяет обсудить многие актуальные вопросы и обменяться мнения коллегам не только из многих регионов, но и других стран.
«В последние годы часто фокус внимания конференции, связанной с вопросами методики преподавания иностранных языков, был на вопросах цифровой трансформации образовательной среды, имплементации цифровых технологий в образовательные реалии. Я с большим удовольствием отметила, что много вопросов будут посвящены проблематике, связанной с рассмотрением феномена готовности учителя иностранного языка к ведению профессиональной деятельности. Действительно очень много и очень часто говорили и писали о знаниях, умениях, навыках и способностях учителя, и вот сейчас мы вышли на уровень высшего понимания формирования специалиста, то есть формирования его готовности ведению профессиональной деятельности. И в этом отличительная черта конференции, ее своеобразие, инновационный характер», - подчеркнула Юлия Комарова.
«Константин Иванович подготовил массу специалистов разного профиля, которые сейчас осуществляют профессиональную деятельность по преподаванию иностранных языков не только в нашем вузе, но и по всей России. В моих воспоминаниях он был человеком, который понимал всю важность существования различного спектра иностранных языков повсюду. И немецкий, и английский язык, и французский языки при нем получили дополнительное развитие. Заслуга Константина Ивановича очень велика и эти конференции дают пищу для размышлений в области преподавания и профессиональной подготовки», - сказала Ольга Оберемко.
На пленарном заседании участники конференции обсудили темы, в частности связанные с профессиональной подготовкой современного учителя иностранного языка в педагогическом вузе, концепцией целеполагания в обучении иностранным языкам, а также дизайном профессионально ориентированной языковой подготовки учителя.
Далее работа участников проходила в тематических секциях, разделенных по отдельным направлениям темы конференции. Доклады отражали современные научные проблемы, которым участники конференции посвятили свои исследования, например «обучение устному аспекту речи на иностранном языке в русле позитивной психологии», «когнитивная природа неологизмов и их функциональное значение в современном английском языке», «роль интернет-мемов в методике преподавания иностранных языков», «"ВКонтакте" как средство развития умений иноязычной синхронной письменной диалогической речи студентов бакалавриата», «развитие произвольной памяти в процессе раннего обучения иностранному языку», «готовность учителя иностранного языка к работе в дистанционном формате» и многие другие.
А завтра, 27 апреля, в рамках конференции пройдет мастер-класс «Лингвокультурологический проект «Единство в различии» как средство формирования проектного мышления на уроках английского языка» и фестиваль идей: Молодая наука – практике. Присоединиться к ним можно по ссылкам, указанным в программе конференции. Подробности смотрите на сайте https://lunn.ru/events/9401.