ФИП «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды»
Федеральная инновацонная площадка «ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ-ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» авторизована Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №195 от 03.03.2022 г. «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, на 2022 год».
Направление инновационной деятельности:
Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования (безопасность жизнедеятельности).
Тематика инновационного образовательного проекта, определенная федеральной инновационной площадкой:
Разработка, апробация и внедрение комплекса инновационных методик подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических и руководящих работников сферы образования на основе применения современных образовательных технологий в области обеспечения комплексной безопасности образовательной среды в контексте актуальных глобальных социокультурных трансформаций, алгоритмов эффективной социокультурной адаптации и межличностного взаимодействия в экосистеме приоритетных векторов реализации стратегий безопасности образовательного контекста:
- социальный,
- правовой,
- экономический,
- экологический,
- нейропсихофизиологический,
- воспитательный,
- средо-адаптивный.
- успешной и динамичной адаптации, обучения и этномаркированного социокультурного «погружения» иностранных граждан в среду российских образовательных организаций на разных ступенях обучения;
- интеграции иностранных граждан в российскую систему образования и ориентации её носителей на эффективные практики межкультурного взаимодействия;
- развития гармоничного соработничества российских и иностранных студентов в поликультурной академической среде;
- противодействия социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму, а также иным источникам опасности для общества и государства на национальном и глобальном уровнях;
- обеспечения лингвистической и этнопсихологической безопасности носителей определенного лингвокультурного кода.
Задачи инновационного образовательного проекта:
- Систематизация сведений об основных возможных террористических угрозах, характерных для моно- и мультикультурной, мультиязычной образовательной среды.
- Овладение ключевыми знаниями, умениями и навыками по предупреждению террористической угрозы, обеспечение алгоритмов их отработки.
- Организация и проведение профилактической, информационно-просветительской, практико-ориентированной работы с российскими и иностранными студентами университета, профессорско-преподавательским и управленческим составом по предотвращению экстремистских и радикальных настроений в студенческой среде и обеспечению комплексной безопасности учебного процесса.
- Реализация спектра воспитательных мероприятий с иностранными обучающимися и мигрантами, направленных на социокультурную адаптацию и комплексное средовое программирование благоприятного социокультурного ландшафта: количественный и качественный анализ процессов социокультурной адаптации; анкетирование иностранных студентов; социологические опросы / социально-психологическое тестирование; создание системы комплексных мероприятий по культурной, экономической и психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов; реализация адаптационных мероприятий с применением IT-технологий; формирование базы лучших практик в сфере адаптации иностранных студентов, обучающихся в вузах России, и мигрантов; исследования в рамках научно обоснованного подхода к реализации мероприятий по адаптации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях России, и мигрантов; научная, методическая, учебная и внеаудиторная работа с обучающимися; разработка и имплементация рекомендаций для региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, силовых структур, учебных заведений общеобразовательного и профессионального уровня и общественных организаций региона; подготовка и профессиональная переподготовка специалистов для работы в сфере этно-религиозных и внутриполитических отношений.
- Разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию комплексной безопасности образовательной среды.
- Накопление опыта системного и многоуровневого подходов при формировании безопасной образовательной среды.
- Совершенствование профессиональной компетентности работников сферы образования в области дизайна и формирования безопасной и гармоничной академической среды.
- Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
- Разработка критериев эффективности деятельности научно-педагогических работников и кластера управленцев в сфере образования по формированию безопасной образовательной среды.
Плановый период реализации инновацион-ного образовательного проекта:
- 2022 - 2026 гг.
Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта федеральной инновационной площадки:
- управленческое кадровое звено на муни-ципальном уровне (менеджмент образовательных организаций высшего образования, организаций и структурных подразделений, связанных с вопроса-ми обеспечения комплексной безопасности обра-зовательного пространства);
- академическое сообщество (управленче-ские кадры, научно-педагогические работники, учебно-вспомогательный персонал и другие груп-пы работников, связанных с обеспечением системы комплексной безопасности образовательной среды и социокультурной адаптации студенческой молодежи);
- российские студенты бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, обучающиеся аспиран-туры;
- иностранные студенты – представители стран ближнего и дальнего зарубежья, проходящие обучение по всем уровням в образовательных ор-ганизациях высшего образования на территории Нижегородского региона, в частности, и Россий-ской Федерации – в целом;
- студенты ССУЗов;
- учащиеся школ.
Область практического применения ИОП в среде студенческой молодежи объективируется интерна-ционализацией высшего образования в России и важностью распространения русской культуры в мире через решение проблем адаптации иностран-ных обучающихся в условиях обучения в неродной для них русскоязычной лингвокультурной среде; необходимостью планомерного укрепления позиций России в мировой политике и на международном образовательном рынке, преодоления стерео-типных представлений, недостоверной и искажен-ной, негативной информации и предубеждений о России и русской культуре, развития инфраструк-туры высшего образования в России, поддержания международного престижа России, а также увели-чения численности иностранных студентов через создание привлекательных условий сопровождения и обучения иностранных граждан в российском академическом пространстве. Принципиальным аспектом этого процесса представляется всесторонняя поддержка иностранных студентов как одной из наиболее незащищенных и специфических групп обучающихся, в связи с тем, что их адапта-ционный процесс детерминирован другими куль-турными реалиями, новым социумом, особенно-стями организации образовательного процесса, что препятствует успешности протекания социокуль-турной адаптации иностранных студентов.
ЗНАТЬ:
- что собой представляет современный терроризм его истоки, причины его порождения, цели, задачи и методы ведения террористической войны;
- существующие террористические угрозы в России, методы и способы противостояния идео-логии терроризма и экстремизма;
- требования руководящих и нормативных документов по антитеррористической защищенно-сти образовательных учреждений Министерства науки и высшего образования РФ;
- систему безопасности образовательных учреждений и мероприятия по снижению риска и ликвидация последствий террористических акций;
- составляющие надежной антитеррори-стической защищенности объектов и территорий университета;
- требования административного, уголов-ного кодекса и законодательства РФ в сфере безо-пасности и антитеррористической защищенности объектов и территорий Министерства науки и высшего образования РФ.
УМЕТЬ:
- вырабатывать оптимальный алгоритм действий в случае террористической угрозы и при совершении террористкой атаки;
- оказывать первую медицинскую помощь себе и другим представителям образовательной организации при совершении террористической атаки и устранении её последствий;
ВЛАДЕТЬ:
- методиками противостояния террористи-ческим угрозам и психологическому воздействию экстремистов, радикалов, террористов;
- навыками эффективного внедрения мо-дели антитеррористической защищенности образо-вательной среды;
- первичными средствами пожаротушения;
- специальными приемами самозащиты и рукопашного боя.