Интервью Б.А. Жигалева "Мы обеспечиваем современный уровень образования"
Большой разговор
Борис Жигалёв: «Мы обеспечиваем современный уровень образования»
«Патриоты Нижнего» встретились с ректором Нижегородского государственного лингвистического университета Борисом Андреевичем Жигалёвым. Поводов для данного разговора накопилось немало: это и приближающееся 100-летие университета, и очередные Дни Венгрии в Нижнем Новгороде. Кроме того, ректор НГЛУ изложил свои взгляды на современную систему высшего образования и Единый государственный экзамен.
ЕГЭ имеет право на жизнь
– В разгаре приёмная кампания в вузы. Как она проходит у вас?
– По плану. Предметы остаются те же: иностранный язык, русский, литература, история, в зависимости от выбранного направления. С низкими баллами абитуриенты не проходят, потому что на бюджетные места поступают очень сильные претенденты. Кроме того, мы добавляем по 10 баллов дополнительно за творческие достижения помимо чисто образовательных результатов. У нас за последние годы самый высокий балл по ЕГЭ среди нижегородских вузов. Соотношение бюджетных и внебюджетных мест – 40% на 60%, это оптимальное сочетание. По всем образовательным программам мы аккредитованы до 2021 года, поэтому все поступившие в этом году гарантированно получат дипломы государственного образца.
Сегодня в НГЛУ обучается около трех тысяч студентов
– Не утихают споры вокруг Единого государственного экзамена. А что вы думаете по этому поводу?
– На мой взгляд, в ЕГЭ есть немало полезного и положительного. У нас часто любая идея неправильно интерпретируется. Да, ЕГЭ часто критикуют, а я считаю, что он имеет право на жизнь. Ведь этот экзамен даёт равные возможности для поступления в вузы как сельским, так и городским школьникам. Над содержанием единого экзамена тщательно работают специалисты, хорошо, что возвращается сочинение, это значит, что само тестирование становится менее формальным.
– Планируется ли в НГЛУ в ближайшее время расширение приёма и создание новых мест?
– Нет, потому что нам это не нужно. У нас около трёх тысяч студентов, и, как показала практика, этого вполне достаточно. Наши выпускники очень ценятся на рынке труда, но во многом потому, что мы отбираем лучших из лучших. Помимо лингвистики, у нас есть журналистика, менеджмент, туризм, международные отношения. Все эти направления требуют глубокого знания иностранных языков.
Преподавание тет-а-тет
– Сколько всего языков сейчас преподаётся в университете?
– Мы сейчас преподаём 12 языков, половина – в рамках основной программы, ещё половина – в рамках дополнительного обучения. Есть такие языки, как японский, турецкий, китайский и тайский. Причём японский и китайский идут в рамках основной программы. Пять лет назад на базе университета создали Центр славянских языков и культур, сейчас там преподаются сербский и польский, а в планах – ещё чешский и болгарский.
Используем методику небольших групп, до 10–15 человек, при изучении языков. Такая камерная атмосфера способствует более эффективному обучению, как в Оксфорде или Кембридже, где преподаватель фактически работает со студентом тет-а-тет. Тогда есть возможность высказаться каждому. Также наличие языковых центров при университете и работа носителей языка всегда даёт возможность получить образовательную консультацию, в том числе по стилистическому употреблению слов, например, когда и в каком контексте уместно то или иное словоупотребление. Все эти тонкости дают студентам наши иностранные ассистенты.
– А есть универсальный способ хорошо выучить и знать язык? Что нужно делать студенту, чтобы владеть иностранным языком в совершенстве?
– Язык, как и спорт, как балет, требует постоянной тренировки, регулярной практики. Только ежедневная работа над языком помогает выпускнику в последующем трудоустройстве. Даже если он потом не будет работать по специальности, у него всё равно будут выработаны эти универсальные навыки работы с языком. Количество переходит в качество. Наши выпускники работают в органах управления, пресс-секретарями, руководителями протокола, переводчиками, в вузах, школах – языки нужны везде. Если человек имеет набор языков: один распространённый, один менее и один редкий, то это даёт ему огромное преимущество.
Люди понимают, что над языком надо работать. У нас есть свой контингент поступающих, начиная с седьмого-восьмого класса. Будущие студенты приходят к нам на дни открытых дверей и не уходят разочарованными. Многие наши выпускники потом трудоустраиваются за границей, но при этом никогда не теряют связь с Родиной. Они работают в Организации Объединённых Наций, ЮНЕСКО, совместных предприятиях, в Страсбургском суде по правам человека — само название этих организаций, полагаю, говорит о качестве образования в нашем университете.
Навстречу юбилею
– Приближается 100-летие университета – значимая и знаковая дата. Как проходит подготовка к этому знаменательному событию? Основные мероприятия пройдут осенью?
– Да. В ноябре планируем отметить этот почётный юбилей, планируется проведение целого ряда различных мероприятий. История НГЛУ начинается с 1917 года, когда в Нижнем Новгороде были организованы губернские курсы иностранных языков. За это время произошло немало событий, менялась структура вуза, система подготовки, появлялись новые факультеты и направления. В учебную программу вошли журналистика, туризм, менеджмент. У нас появилось большое количество культурно-информационных центров, при каждом работают носители языка. Новые направления подготовки студентов, инновационные подходы к обучению и активное международное сотрудничество университета обеспечивают именно тот уровень образования, которого требует современное общество для своего развития.
В рамках юбилея на базе НГЛУ состоится международный форум «Языковая политика и лингвистическая безопасность РФ». Участниками станут представители Министерства образования РФ, руководитель фонда «Русский мир», депутат Госдумы от Нижегородской области Вячеслав Алексеевич Никонов. Он не раз бывал у нас в университете и неоднократно говорил о важности этой темы. Его оценки как председателя комитета Госдумы по образованию и государственного деятеля крайне важны для нас.
– Как вы относитесь в целом к рейтингам высших учебных заведений?
– Они все разные. Есть мировой шанхайский рейтинг, есть другие. Но любая оценка любого вуза должна проходить в соответствии с определённым набором критериев. Вячеслав Никонов хорошо высказался на эту тему. По его мнению, самые крутые университеты – маленькие. Потому что там создаётся уникальный образовательный микроклимат, который способствует получению элитарного образования, элиты науки. В Соединённых Штатах Америки на лидирующих позициях как раз небольшие университеты, если мы говорим о качестве образования.
Выпускники лингвистического универститета очень ценятся на рынке труда
В целом же должна быть определённая сбалансированность в высшем образовании. В Нижнем Новгороде такая сбалансированность есть. В ННГУ имени Лобачевского сильный радиотехнический факультет, в техническом университете квалифицированные инженеры, у нас переводчики и международники и так далее. Никакая ломка этой системы не нужна.
– То есть вы против слияний университетов? Ведь разговоры на эту тему периодически ведутся…
– До недавнего времени действительно наблюдалась тенденция слияния вузов, присоединение небольших вузов или филиалов вузов к крупным университетам. В этом была определённая логика и целесообразность. Особенно когда в филиалах не было должной системы управления и они не показывали необходимый уровень качества образования. Когда же предпринимаются попытки отдельных вузов присоединить к себе другой вуз, чтобы просто увеличить количество студентов и получить дополнительное финансирование, это грозит потерей уникальности и разнообразия сложившегося баланса образования. Министр образования Ольга Васильева как раз говорит о поддержке традиций российских вузов. Министр также высказывается по поводу создания опорных университетов в регионах, которые, по её мнению, должны становиться центрами экономического, социального и культурного развития региона. Но это не означает, что они должны быть в каждом областном центре. Глупо, к примеру, присоединять Нижегородскую консерваторию к сельскохозяйственной академии. Мы никогда не хотели никого к себе присоединять, у нас есть определённая ниша, которая работает уже сто лет.
Да, разговоры о слияниях периодически появляются, но нас эта тема не касается.
Дни Венгрии – очень важное и полезное мероприятие
– Дни Венгрии прошли в июне в Нижнем Новгороде уже в пятый раз. Как вы оцениваете значимость данного события для города и региона в целом?
– Хожу с большим удовольствием на мероприятия в рамках Дней Венгрии. Радует, что каждый год появляются новые направления. Выступление балетной труппы города Дьёра можно смотреть не то что каждый год, а каждый месяц. Был шикарный концерт венгерского пианиста Балажа Фюлеи в нашей консерватории. Мы видим, что уникальные исполнители есть везде, в том числе и в Венгрии. Такие события сближают наши культуры, так что Дни Венгрии – очень важное и полезное мероприятие.
Нижегородские Дни Венгрии помогают сближению культур
Если говорить о совместных проектах, то интерес к сотрудничеству и культурному обмену как с нашей стороны, так и со стороны Венгрии действительно велик, поэтому ранее мы неоднократно поднимали вопрос создания культурно-языкового центра Венгрии на базе нашего вуза.
Однако именно в ходе нашей недавней встречи с послом Венгрии мы пришли к пониманию необходимости скорейшего открытия такого учреждения, которое позволит нижегородцам и гостям города ближе узнать венгерские культуру и язык. Мы обговорили рамочные условия и примерные сроки – надеемся, что это долгожданное событие случится уже в текущем году. Очень важно, что и посол, и почётный консул Венгрии в Нижнем Новгороде Элада Нагорная горячо поддерживают эту идею.
За последнее время ни одна страна не устраивает в Нижнем Новгороде такое количество мероприятий, как Венгрия. В этом большая заслуга всех заинтересованных сторон.
– Расскажите о ближайших планах университета. Что будет внедряться в образовательной части, в культурной?
– Венгерский центр, как я уже говорил, планируем открыть в этом году, возможно, в сентябре–октябре. Также в планах с 2018 года ввести болгарский и чешский языки. Работаем в тесном контакте с Минским лингвистическим университетом и отделением посольства Белоруссии в Нижнем Новгороде. Будет продолжаться совместное проведение конференций для студентов и преподавателей, обмен студентами, изучение языков. Продолжаем тесное сотрудничество с университетами Австрии, Германии, Франции. Наши студенты имеют возможность получить сразу два диплома: российский и зарубежный.
Также будем поддерживать и развивать европейские и восточные языки. В планах начать преподавание корейского языка. На этот счёт есть договорённость о сотрудничестве с двумя университетами – в Сеуле и Пусане. В ноябре в Бангкоке мы примем участие в конференции по вопросу укрепления позиций русского языка в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, которую организуют три ведущих тайских университета. Также планируем принять участие в образовательном форуме фонда «Русский мир». В этом году данный форум пройдёт в Нижнем Новгороде ориентировочно в начале сентября.
Сергей БИШЛЕТОВ